Телефон:
whatsapp telegram vk email

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка

image

Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ. Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать. Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.

Онлайн консультация по заболеванию «Синдром дефицита внимания». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.

  • Описание и виды
  • Причины возникновения
  • Симптомы заболевания
    • У взрослых

    ДиагностикаЛечение Медикаментозное

    Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.

    Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

    СДВГ — это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать внимание на чем-либо и сдерживать свою импульсивность и гиперактивность.

    Первые упоминание об СДВГ появились в конце 19 века. С 1992 года классифицируют следующие группы:

    • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
    • СДВ (без гиперактивности)
    • Гиперактивность (без дефицита внимания)
    • Смешанный тип (включает дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность)

    Согласно статистике гиперактивность одно из самых распространенных отклонений в психике детей. Им страдают до 7% детей школьного и дошкольного возраста. Причем в России и США показатель заболевания этим расстройством выше, чем в других странах и составляет 4-20%. Самый маленький процент детей с симптомами этого психологического отклонения в Великобритании — 1-3%.

    Склонность мальчиков к СДВГ выше. У мальчиков часто диагностируют синдром гиперактивности (без СДВ).

    Девочкам зачастую присущ синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ), малышки живут в придуманном мире фантазий.

    Ошибочно полагать, что сегодня этим заболеванием страдают чаще, чем раньше. Благодаря большему количеству информации стало проще выявлять симптомы у детей и своевременно принимать необходимые меры, так как это отражается на учебе в школе, возникают трудности в определении своего места в обществе.

    Диагностика

    image Ультразвуковая допплерография

    Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

    Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

    1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
    2. Исследование дофаминового обмена.
    3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
    4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
    5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
    6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
    7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

    На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

    Симптомы

    Первые симптомы прослеживаются уже в грудном возрасте. Однако, неопытные родители могут принять за должное то, что малыш много хнычет, капризничает, постоянно «висит на руках». У него повышенна двигательная активность. Движения рук и ног зачастую хаотичны. С трудом засыпает и то и дело просыпается.

    Кроху могут беспокоить головные боли, о которых родители и не догадываются, поскольку сказать об этом он еще не может. Наблюдается задержка речи.

    Тем не менее все эти признаки могут быть вызваны и другими факторами, не имеющими отношения к синдрому гиперактивности. Поэтому диагностировать СДВГ у малышей грудного возраста может только опытный специалист.

    У детей дошкольного возраста диагностировать СДВГ проще. Симптомы приобретают более отчетливый характер.

    Родители замечают, что ребенок отличается своим поведением от окружающих сверстников, а именно:

    • зацикливается на своих желаниях, требует их немедленного исполнения, становится неуправляем;
    • не поддается на уговоры, капризничает и не слушается родителей и воспитателей в детском саду;
    • бывает не в меру общителен: без умолку болтает и шумит;
    • не может играть в спокойные игры;
    • он легко отвлекается, быстро забывает;
    • не способен сосредоточить внимание на выполнении даже простых заданий;
    • возникает ощущение, что ребенок не обращает внимания на то, что ему говорят;
    • проявляет нетерпение;
    • практически не способен усидеть на одном месте, находится в непрерывном движении, как заведенный волчок: крутится, дергает ногами, пытается постоянно куда-то залезть;
    • ему трудно общаться и играть с другими детьми.

    Особенно остро встает проблема СДВГ, когда малыш идет в школу. Высидеть за партой целый урок для него непосильная задача. Во время урока может запросто встать и начать двигаться по классу, выкрикивать с места, не дождавшись вопроса учителя, перебивать.

    Гиперактивность ребенка длится не более 15 минут, потом он теряет интерес, отвлекается, занимается сторонними делами, не реагируя на педагога. В этот момент ребенок отключается, не слышит учителя, может совершать действия, о которых впоследствии не вспомнит.

    После небольшой передышки, пока мозг накапливает новую энергию, опять активно включается в работу.

    Чтобы постоянно находится в сознании, ребенку нужно держать свой вестибулярный аппарат в активном состоянии — крутиться, вертеться, двигать головой. Снижение физической активности влечет за собой снижение мозговой активности.

    Ребенок подвержен частой перемене настроения и депрессии. Часто теряет свои вещи. Возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Дети, страдающие от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, как правило, считаются отстающими в школе.

    Лечение

    Лечение СДВГ

    Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

    Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

    Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

    Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

    Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

    Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

    К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.

    Причины возникновения

    Контроль за мыслями, чувствами и телом осуществляется в мозгу. Мозг вырабатывает физиологически активные вещества (нейромедиаторы), по которым нервные импульсы передаются клеткам.

    Мозг посылает и получает сигналы с помощью этих нейромедиаторов. Изменение количества этих веществ приводит к развитию СДВГ, симптомы которого могут то бурно проявляются, то затихать.

    При синдроме дефицита внимания и гиперактивности уровень нейромедиаторов в головном мозге может быть недостаточным. А значит не все сигналы походят расстояние от мозга до нервных клеток. По мнению специалистов — это и приводит к неспособности контролировать поведение, сдерживать импульсы, удерживать внимание.

    В зависимости от того, какой из участков мозга задет, у ребенка возникает либо повышенная гиперактивность, либо симптом дефицита внимания, либо обостренная импульсивность. А в отдельных случаях и все сразу.

    СДВГ затрагивает следующие отделы головного мозга:

    • Кора лобных долей — ответственна за концентрацию внимания, оценку происходящего, планирование и контроль за импульсивностью.
    • Височные доли — они связаны с накоплением опыта и памятью.
    • Базальные ганглии —осуществляют контроль за переключением внимания, адаптацией, эмоциями, развитием речи и мышления
    • Лимбическая система — отвечает за настроение и эмоциональное состояние.
    • Мозжечок — ответственен за координацию движений.

    Исходя из индивидуальных особенностей каждого случая, подбирается соответственный подход и надлежащее лечение.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется тремя симптомами:

    • Дефицит внимания — неспособность ребенка концентрировать и удерживать внимание. Мешает школьникам сосредотачиваться на выполнении школьных заданий, что скорее говорит о небрежности, чем об отсутствии способностей или логики. У детей дошкольного возраста возникают сложности в сохранении интереса на протяжении всей игры. Внимание привлекает все вокруг, но надолго оно ни на чем не задерживается, переходя с одного предмета на другой.
    • Гиперактивность — чрезмерная раскованность и расторможенность движений, что приводить к быстрой утомляемости. Гиперактивность у детей выражается в неспособности к спокойным играм или занятиям. Гиперактивный ребенок предпочитает подвижные игры, которые сводятся к беготне. Говорит быстро, много, часто кричит и спорит. Руки находятся в постоянном движении: что-то крутит, вертит, мнет, ковыряет. Не способен спокойно стоять на месте, переминается с ноги на ногу, готов в любой момент броситься бежать.

    Примечательно то, что дети с диагнозом гиперактивности нуждаются в активации извне. Оставшись в одиночестве, они будут вяло слоняться в полусонном состоянии, не находя себе занятия, монотонно повторяя какое-либо действие. Однако, пребывая в группе, они перевозбуждаются и становятся неработоспособными.

    Гиперактивность у детей часто является причиной несчастного случая, травмы.

    • Импульсивность — неспособность контролировать свои желания, что приводить к необдуманным поступкам и частой смене настроения. Ребенок перебивает преподавателей или родителей, совершает импульсивные поступки, которые могут стать источником травмы самого ребенка или окружающих. Невозможно предсказать, что он «выкинет» в следующую минуту, даже он сам не знает этого.

    Условия гиперактивности

    Существуют допустимое количество признаков для определения нормального развития ребенка, но оно не должно превышать трех характеристик из указанных:

    • движения могут быть непрерывными, суетливыми: ерзание на кресле, помахивание руками, ногами, складывание пальцев;
    • гиперактивным детям тяжело короткое время быть неподвижными. Исключением не является и официальная обстановка, например, во время обеда или учебы;
      • безудержное бегание, кручение, подскакивание. В старшем возрасте возникает чувство беспокойства;
      • неадекватная шумность в тихих местах;
      • ребенок не смотрит на поведение других детей и людей, не берет с них пример;
      • не реагирует на замечания взрослых;
      • общепринятые воспитательные меры не дают желаемого результата.

      Определение импульсивности

      Даже одна из названных ниже характеристика является стимулом для беспокойства:

      • ребенок преждевременно отвечает на вопросы;
      • не способен ждать своей очереди в играх или других ситуациях;
      • вмешивается в чужие разговоры.

      Другие характеристики

      • общее состояние эмоциональной сферы: постоянная тревога, заикание, сложность четко и правильно сформулировать речь, отсутствие спокойного сна и отдыха;
      • нарушение двигательных функций: тики моторные и вокальные. Ребенок непроизвольно издает звуки, делает махи руками или ногами;
      • физиологические условия и сопутствующие медицинские заболевания: постоянные аллергические реакции, расстройства кишечника и мочеиспускания, эпилептические проявления.

      Причины гиперактивности

      Факторы, вызывающие возникновение СДВГ

      Точно назвать причину возникновения СДВГ невозможно. Врачи сходятся во мнении что проявление симптомов обусловлены совокупностью ряда факторов:

      • Наследственность. СДВГ может передаваться на генетическом уровне.

      Согласно статистике, у трети отцов, страдающих от СДВГ в детстве, дитя также перенимает его признаки. А если оба родителя были подвержены заболеванию, шанс обнаружения этого расстройства у ребенка увеличивается.

      • Преждевременные роды. У недоношенных детей вероятность возникновения СВДГ выше.
      • Кислородная недостаточность у плода. Микротравмы, вызванные кислородным голоданием, могут стать причиной возникновение симптомов.
      • Угроза выкидыша.
      • Осложнения во время родов, которые могут привести к внутреннему кровоизлиянию мозга или к травме позвоночника у плода.
      • Инфекционные заболевания или травма головного мозга у детей.
      • Астма, диабет, проблемы с жизнедеятельностью сердца и другие факторы, приводящие к нарушению работы мозга.
      • Курение и чрезмерное потребления алкоголя, стрессовое состояние будущей матери в период беременности.
      • Сложная обстановка в семье. Частые ссоры родителей и крики могут только усугубить симптомы у ребенка.
      • Неправильное воспитание. Чрезмерная строгость к ребенку со стороны родителей. Или, наоборот, излишняя вседозволенность.
      • Недостаток витаминов и минералов в рационе.
      • Отравление свинцом или другими токсинами в раннем детстве

      Советы

      Почаще обнимайте своего ребенка, показывайте ему свою заботу и любовь

      1. Родители должны показывать свои чувства, демонстрировать свою любовь и заботу. Необходимо стараться, как можно больше времени уделять ребенку, обнимать его и целовать, показывать, что дорожите им, несмотря на все проблемы и недостатки.
      2. Повышайте самооценку. Отдавайте ребенка на занятия спортом или в творческие кружки. Это позволит добиваться определенных успехов, что будет радовать, позволит ощутить свою значимость. Не забывайте хвалить малыша даже за малейшие победы.
      3. Всегда помните о том, что ребенку необходимо правильно организовывать свой дневной распорядок, чтоб имело место время на отдых. Помните о том, что усталость усугубляет состояние малыша с данным синдромом.
      4. Научитесь правильно ставить задачи. Формулируйте их простыми словами, чтоб ребенку было понятно, что от него требуется.
      5. Создайте дневной распорядок и следуйте ему, тем самым дисциплинируйте малыша. Важно это делать мягко, без давления.
      6. Запаситесь терпением, будьте уверены в себе. Постарайтесь всегда быть спокойными. Помните о том, что ребенок может Вас копировать.
      7. Если ребенок уже посещает школьное заведение, не обойтись без помощи учителя. Важно, чтоб родители пообщались с педагогом, объяснили ему сложившуюся ситуацию, смогли заручиться его поддержкой. Не исключено, что понадобится перевести ребенка в заведении, где применяется индивидуальный подход в воспитании и образовании.

      Теперь Вы знаете, какие симптомы могут указывать на наличие синдрома ДВ у ребенка. Важно, чтоб родители не бездействовали, имели возможность своевременно оказать помощь своему малышу, если нужно обратиться за консультацией к психотерапевту. Помните о том, что поведение ребенка с нехваткой внимания можно откорректировать.

      Правильный и своевременный диагноз СДВГ — это важно!

      Заметив у ребенка какие-либо нервные нарушения, необходимо незамедлительно показать малыша детскому невропатологу.

      Любое проявление баловства, выходящее за рамки дозволенного, может оказаться не проявлением неправильного воспитания или дурного характера, а быть напрямую связанно с нарушениями функций головного мозга.

      Для выявления синдрома специалист первоначально проводит сбор информации:

      • смотрит, не болел ли кто из родителей ребенка,
      • как протекала беременность матери,
      • какие заболевания малыш перенес.

      Далее проводится ряд тестов, по результатам которого врач определяет уровень невнимательности юного пациента. Тестирование возможно только у детей, достигших 5 лет и старше.

      Точный диагноз можно получить только посредством компьютерного обследования, которое назначает маленькому пациенту лечащий врач. При помощи электроэнцефалограммы выявляют очаги нарушения в отделах мозга и определяют вектор их направленности и исходя из этого, назначают лечение.

      Как правильно вести себя с малышом, у которого установлен диагноз?

      • Проявляйте больше терпения.

      Такие дети остро реагируют на критику. Нельзя указывать ребенку, что ему следует делать, а что нет. Замечание лучше преподнести ему в форме дружеского совета, подсказать что следует сделать, или что было бы неплохо, если бы он поступил так, а не иначе.

      К примеру, вместо замечания: «Убери сейчас же свои игрушки на место», – лучше сказать: «а давай-ка соберем игрушки, будет больше места для игры». Распределите пространство таким образом, чтобы у всех предметов, будь то игрушки, одежда или школьные принадлежности было свое место. Так малыш будет реже терять свои вещи.

      • Чаще хвалите ребенка.

      Похвала родителей очень много значит для любого ребенка. Слова: «ты умница, мы гордимся тобой» воодушевляют малыша на подвиги. Растет самооценка ребенка и уверенность в себе, в любви окружающих.

      • Внедрите систему вознаграждений.

      Дети с повышенной гиперактивностью обычно привлекают к себе внимание плохим поведением. Чтобы привлечь его хорошим поведением им приходится прилагать немало усилий. Поощряйте ребенка, когда он делает что-то хорошее: был вежлив, сделал домашнее задание, не ссорился с другими детишками.

      Можно ввести систему начисления баллов, которые впоследствии можно обменивать на призы или другие привилегии (время, проведенное у телевизора или компьютера, видеоигры, любимое лакомство и т.д.). Такой способ положительно влияет на коррекцию поведения, главное, чтоб малыш знал, что награду надо заслужить, иначе приз теряет свою привлекательность, а значит и пользу.

      • Нельзя игнорировать плохое поведение ребенка.

      Не обращая внимания на неподобающее поведение, вы позволяете ребенку думать, что все в порядке, это влечет за собой еще большее ухудшение поведения. Неподобающие действия необходимо пресекать сразу.

      Наказание должно быть понятными справедливым: не выучил уроки — не играешь в видеоигры, плохо себя вел — не смотришь телевизор, кричал и спорил — не получишь конфет и так далее. Малыш должен знать и понимать, в чем он провинился и понести ответственность за это.

      • Не осуждайте строго ошибки.

      Объясните ребенку чем он вас расстроил, при этом не употребляйте такие слова, как «никогда» или «всегда». Старайтесь не спорить с ребенком и тем более нельзя угрожать или пугать наказанием. Не кричите, даже если вам приходится повторять одно и то же множество раз. Говорите спокойно и доброжелательно.

      • Сведите к минимуму запреты.

      Конечно, ребенок должен знать, что можно, а что нет. Но большое количество запретов может вызвать негативную реакцию. Запрещать нужно только то, что представляет опасность или наносит вред самому ребенку или окружающим.

      • Не позволяйте ему лишний раз волноваться.

      Помогите ребенку успокоится, если он чем-то расстроен, отвлеките его при помощи хорошей игры. Почитайте любимую книжку. Положительное действие окажет успокаивающая ванна, так как вода расслабляет.

      • Составьте для ребенка распорядок дня и научите следовать ему.

      Составьте простые короткие инструкции по выполнению обязанностей и напоминайте сделать то или иное задание, если вдруг он отвлекся и забыл. Но делать это нужно мягко, спокойно.

      Основные рекомендации родителям

      Дети имеют сильную эмоциональную связь со своими родителями. Поэтому корректное поведение самых близких людей и родственников играет важную роль в управлении диагнозом СДВГ.

      Придерживайтесь следующих правил:

      1. Никогда не используйте излюбленную родительскую фразу: «У всех дети как дети, а ты…». Этим Вы обижайте своего ребенка, делаете преграду в восприятии иных детей.
      2. Не говорите, что он ленивый и никогда ничего не будет уметь. Таким образом, Вы воспитаете чувство неполноценности и массу комплексов, которые перейдут и на взрослую жизнь.
      3. Хвалите своего малыша за наименьшие старания, говорите, что гордитесь им и он большой умница.
      4. Не ругайте за любой проступок и непослушание. Пытайтесь объяснить, почему это плохо и не стоит так больше делать.
      5. Помогите ребенку планировать день. Для этого Вам самим нужно быть примером во всем. Распорядок дня должен быть постоянным и резко не изменяться.
      6. Много разговаривайте, спрашивайте, о чем ребенок думает и мечтает. Провоцируйте и поддерживайте полноценную беседу, применяйте длинные и полные ответы на вопросы.
        1. Создайте уют и комфорт. Сведите к минимуму отвлекающие предметы.
        2. Не позволяйте слишком много играть на компьютере, поскольку быстрые игры волнуют детей, не дают им сосредоточиться.
        3. Включайте только спокойные мультфильмы и передачи.

        Можно ли вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности?

        При своевременном и грамотном подходе бороться с дефицитом внимания и повышенной гиперактивностью вполне реально.

        Специалисты полагают, что полностью излечиться шанс невысок, но коррекция поведения и контроль внимания вполне достижимы.

        Положительного результата достичь проще, если начинать с раннего возраста. Лечение гиперактивности у детей чаще всего заканчивается в подростковом периоде.

        Лучшего результата позволяет достичь комплексное лечение и медикаментами, и психотерапией.

        • Среди медикаментов наиболее распространенными являются психостимуляторы. Недостаток этих препаратов в краткосрочности действия, поэтому принимать нужно каждые 4 часа. Фармацевтика не стоит на месте, и на рынке появляются все новые и новые препараты, с более длительным сроком действия.

        Только лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка может назначить соответствующий препарат.

        • Синтетические успокаивающие средства хорошо чередовать с успокоительными травяными отварами. Положительное действие имеет чай с мятой, ромашкой, корнями валерианы.
        • Важную роль играет сбалансированное питание, насыщенное витаминами и микроэлементами и омега-3 жирными кислотами.
        • Нельзя пренебрегать и нефармакологическим методом, который состоит из комплекса физических упражнений и поведенческой коррекции:

        Физическая активность имеет большое влияние, особенно у гиперактивных детей, помогая им выплеснуть излишки энергии в правильном направлении. Однако важно правильно подобрать вид спорта, так как некоторые виды могут возыметь обратное действие.

        Следует отдать предпочтение плаванию, танцам, фигурному катанию, катанию на коньках, велоспорту. Но не нужно пренебрегать и желаниями самого ребенка.

        • Важная роль отводится регулярным занятиям с психологом. Специалист поможет малышу преодолеть неуверенность в себе. Комплекс специальных упражнений способствует развитию памяти и внимания.
        • В некоторых случаях перемена окружающей среды может оказать благоприятный результат, формируя положительные эмоции.

        Для каждого индивидуального случая подбирается конкретный курс лечения. Усилия родителей малыша и лечащего специалиста должны быть правильно скоординированы.

        Немаловажное влияние имеет отношение воспитателей в детском саду и учителей в школе. Только объединив усилия всех окружающих ребенка людей можно получить эффект от лечения.

        С возрастом гиперактивность у детей может пройти или отойти на задний план, но дефицит внимания и импульсивность сохраняются и во взрослой жизни. И как следствие — трудности социального общения и низкая самооценка мешают в карьере и личной жизни. Эти люди страдают от депрессии, у них выше склонность к наркомании.

        Расстройство или особенность личности?

        Сейчас набирает популярность концепция нейроразнообразия — подход, рассматривающий разные неврологические особенности как результат нормальных вариаций человеческого генома. В сфере интересов адептов нейроразнообразия — как сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация, так и некоторые генетически обусловленные психические заболевания, в том числе, аутизм, биполярное расстройство и синдром дефицита внимания. Некоторые ученые считают, что многие из особенностей поведения, по поводу которых выставляется диагноз СДВГ — естественные черты личности, не указывающие на наличие нездоровых отклонений. Но поскольку такие черты затрудняют функционирование человека в современном обществе, на них навешивается ярлык «расстройства».

        Психотерапевт Том Хартман разработал эффектную теорию «охотника и фермера», по которой люди с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за поведение, оптимальное для охотников. Со временем человечество перешло на земледелие, требующее большего терпения, и «охотничьи» качества — быстрая реакция, импульсивность, восприимчивость — стали считаться нежелательными. Согласно этой гипотезе, проблема заключается лишь в постановке задач, а способность людей с синдромом к «гиперфокусировке» — сильной концентрации на субъективно интересной им задаче в ущерб всем остальным — можно рассматривать и как эволюционное преимущество. Правда, Хартмана сложно считать объективным исследователем — СДВГ диагностирован у его сына.

        Но в любом случае, в этой теории есть здравое зерно: поскольку один из важнейших критериев психического здоровья — способность успешно справляться с повседневными задачами, можно сгладить многие проблемы, выбрав подходящую сферу деятельности. То есть, ту, где рутинные процессы и терпение играют меньшую роль и ценится «спринтерский» темперамент, способность к импровизации, любопытство и умение легко переключаться между разнообразными видами деятельности. Например, считается, что с СДВГ можно сделать неплохую карьеру в сфере продаж или развлечений, в искусстве и «адреналиновых» профессиях (скажем, пожарный, врач или военный). А еще можно стать предпринимателем.

        Когда искать внешнюю помощь

        Если симптомы СДВГ все еще мешают жизни, несмотря на усилия по самопомощи, возможно, пришло время искать внешнюю поддержку. Взрослые с СДВГ могут извлечь выгоду из ряда процедур, включая поведенческий коучинг, индивидуальную терапию, группы самопомощи, профессиональное консультирование, лекарства.

        Лечение взрослых с синдромом дефицита внимания, как лечение детей, должно включать команду профессионалов и членов семьи.

        Профессионалы помогут:

        1. Управлять импульсивным поведением.
        2. Управлять временем и деньгами.
        3. Стать организованным.
        4. Повысить производительность дома, на работе.
        5. Управлять стрессом, гневом.
        6. Стать внимательным.

        Что это за болезнь?

        Ученые до сих пор изучают гиперактивность. Описать заболевание можно как простым языком, так и используя медицинские термины, которые более четко сформулируют биохимические процессы.

        В 1978 году было принято решение о выделение сразу четырех групп заболевания:

        • К первой группе относятся дети с повышенной активностью и нарушением внимания. Однако при этом отсутствуют задержка в развитии и дисгармония поведения.
        • Ко второй группе относятся дети с задержкой развития.
        • В третьей группе находятся дети с синдромом с нарушением поведения, но без задержки развития.
        • Комбинирование групп.

        Игры с гиперактивными детьми

        Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

        Эффективно чередование спокойных настольных игр — лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми — бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

        В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

        Последствия патологии

        У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

        Как синдром проявляется у взрослых?

        С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

        Как диагностировать СДВГ?

        Очень сложно вовремя поставить диагноз «дефицит внимания у детей». Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

        Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

        Воздействие взрослого СДВГ

        Когда обнаруживается взрослый СДВГ, скорее всего, вы страдали годами из-за непризнанной проблемы. Люди, возможно, назвали вас «ленивыми» или «глупыми» из-за вашей забывчивости или трудностей при выполнении заданий, и вы, возможно, тоже начали думать о себе в этих отрицательных терминах.

        Нелеченный СДВГ имеет широкомасштабные эффекты

        СДВГ, который не диагностируется и не лечится, может вызвать проблемы практически во всех областях жизни.

        Проблемы физического и психического здоровья

        Симптомы СДВГ способствуют возникновению целого ряда проблем со здоровьем, включая компульсивное питание, злоупотребление психоактивными веществами, тревогу, хронический стресс, напряжение, низкую самооценку.

        Можете столкнуться с проблемами из-за пренебрежения важными проверками, пропущенными назначениями врача, игнорированием медицинских инструкций, забыванием приема жизненно важных лекарств.

        Рабочие и финансовые трудности

        Взрослые с СДВГ испытывают трудности с карьерой и сильное чувство постоянных неудач. Возможно, есть проблемы с работой, соблюдением корпоративных правил, сроков, рабочего графика.

        Управление финансами становится проблемой: вечная борьба с неоплаченными счетами, потерянными документами, несвоевременными платежами, долгами из-за импульсивных расходов.

        Проблемы взаимоотношений

        Симптомы ADHD влияют на работу, любовь, семейные отношения. Вы можете быть сыты по горло постоянным ворчанием близких, чтобы прибраться, слушать более внимательно, лучше организовываться.

        Те, кто рядом, с другой стороны, чувствуют обиду от вашей «безответственности» или «нечувствительности».

        Широкомасштабные последствия СДВГ приводят к смущению, разочарованию, безнадежности, потере доверия. Вы можете почувствовать, что никогда не сможете контролировать свою жизнь. Вот почему диагноз взрослого СДВГ становится огромным источником облегчения и надежды.

        Он помогает понять, с чем столкнулись, что вы не виноваты. Трудности, которые были, – это симптомы расстройства дефицита внимания, а не результат личной слабости или недостатка характера.

        Взрослый СДВГ не должен пугать

        Когда есть диагноз СДВГ, легко понять, что с вами что-то не так. Он не является показателем интеллекта или способностей. Некоторые вещи становятся труднее, но это не значит, что вы не можете найти свою нишу и добиться успеха. Надо выяснить, каковы ваши сильные стороны и использовать их.

        Может быть полезно подумать о расстройстве дефицита внимания как совокупности признаков, которые являются как положительными, так и отрицательными.

        Так же, как и любой другой набор качеств, которыми вы могли бы обладать. Наряду с импульсивностью и дезорганизацией СДВГ, например, часто появляются невероятные творческие способности, страсть, энергия, креативное мышление, постоянный поток оригинальных идей.

        Выясните, на что способны, создайте свою среду для поддержки этих сильных сторон.

        Профилактика заболевания

        Заметив у малыша описанные выше признаки нарушения нервной системы, сразу нужно включаться в программу по коррекции диагноза. Профилактический комплекс состоит из нескольких методик.

        Мультимодальная терапия

        Направленность Рекомендации
        Двигательная активность • физические нагрузки систематического характера; • равномерные упражнения средней интенсивности без ярко выраженных эмоциональных компонентов
        Психолого-педагогическое влияние • подбор деятельности, где бы ребенок чувствовал себя комфортно; • занятия на развитие памяти и внимания; • логопедические упражнения
        Домашняя терапия • налаживание доверительного взаимопонимания с ребенком; • формирование психологического микроклимата; • использование позитивных моментов в воспитании; • организация режима

        Хорошо зарекомендовали себя упражнения на расслабление мышц. Они помогают наладить функцию ЦНС, задействовать резервные возможности мозга, повысить уровень регуляции всех систем организма.

        Вариант поведенческого управления

        Корректируя поведение ребенка в позитивном русле, можно снизить импульсивную активность. Дети с диагнозом СДВГ чувствительны к отрицательным методам воспитания (наказаниям, выговорам), поэтому негативное воздействие эффекта не даст. Похвалами, вознаграждениями, психологической поддержкой можно повысить уровень развития ребенка.

        2.3. Как вести себя с ребенком?

        1. Вырабатывайте позитивное отношение. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».

        2. Не скупитесь на похвалу.

        3. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

        4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

        5. Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок.

        6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка.

        7. Правильно реагируйте на плохое поведение. Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.

        8. Отдыхайте. Иногда и вам нужен отдых.

        9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

        Хоть и считается, что СДВГ полностью не излечивается, но он поддается корректированию. Лечение гиперактивных детей с дефицитом внимания может сочетать образовательные методы, медикаментозную и поведенческую терапию. Курс лечения расстройства внимания подбирается индивидуально.

        Если ваш малыш страдает дефицитом внимания, то вас следует взять на заметку упражнения на развитие внимания.

        Провоцирующие факторы

        Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности →

        Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.

        Сопутствующие нарушения

        Развитие внимания — упражнения для тренировки концентрации

        У половины людей, которым поставлен диагноз СДВГ, наблюдаются сопутствующие проблемы. Кроме агрессивности и непослушания, можно выделить такие нарушения:

        • тревожность и низкая самооценка;
        • проблемы с моторикой;
        • плохая обучаемость и нарушения речи;
        • тиковые расстройства;
        • нарушение дыхания во сне, иногда сопровождаемое недержанием мочи.

        Сопутствующие расстройства усиливают синдром невнимания и являются осложняющим фактором при переходе больного из одной возрастной группы в другую.

        Отличие гиперактивности от активности

        Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

        Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

        Ссылка на основную публикацию
        Похожее